Для детей цифровая среда – это естественная среда обитания
Наше бытие тесно свзяно с интернетом, с помощью всемирной сети мы не только получаем нужную информацию или развлекаемся, но и совершаем жизненно важные операции, с помощью интернета налажен и рабочий процесс. Так же и в мире подрастающего поколения – образовательная система сегодня тоже адаптирована под Сеть.
«Да положи уже свой телефон, книги почитай!» – любим мы порицать своих детей. Как утверждает футуролог, эксперт по цифровой среде Руслан Юсупов в вебинаре «Киберриски в детской среде. Риски настоящего», это говорит о разрыве поколений, даже если старшие действуют из лучших убеждений:
«А у ребенка другой патерн потребления информацией. Мы с вами еще помним телефоны с дисковым набором, а современные дети ходить не умеют, но владеют смартфоном и могут поставить себе мультфильмы».
То есть, для детей нынешние реалии и цифровая среда – это среда естественного обитания, и их способы получения новых знаний, новой информации далеко не текстовые, как у нас. Что делало старшее поколение когда хотело узнать новое как и в образовательных, так и в культурных целях? Все шли в библиотеку и открывали энциклопедии. Сейчас же достаточно кликнуть кнопкой мышки. Меняется и восприятие знаний, информации – новому, современному поколению проще все заполучить в аудио и видеоформате. Чего уж греха таить, среди взрослых так же достаточно тех, кто давно просек «лайфхак» – слушать книги в аудиоформате намного удобнее для кого-то, не так ли?
В эпоху, когда интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни и проник в каждую ее область, важно помнить про киберриски, что атакуют наших детей, особенно надо держать ухо востро родителям, воспитателям, учителям, журналистам детских изданий.
Но это отнюдь не означает что ребенку необходимо полностью запретить пользование современными гаджетами и выходить в интернет. Наоборот, самое время подстраиваться к новому неизбежному образу жизни и наладить отношение с этим сравнительно новым миром.
"Ростелеком" и аналитическая компания MINDSMITH при поддержке Альянса по защите детей в цифровой среде провели серию вебинаров для журналистов «Киберриски в детской среде», на основе чего были выявлены виды киберрисков. Давайте разбираться.
Какие опасности поджидают ребенка в просторах Сети?
Судя по статистике, в России 63,3% детей в возрасте от 3 до 6 лет активно пользуются интернетом. Стоить ли говорить, что показатель довольно большой?
Альянса по защите детей в цифровой среде совместно с «Ростелеком» провели исследование, в результате которого киберриски были распределены по группам. Среди них – и риски распространенные в обществе, и обделенные нашим вниманием, но довольно опасные, и риски, про которых мы говорим много, но обезопасить от них полностью наших детей не в силах.
Криминализация, втягивание в криминальные практики. Данный вид киберриска, к сожалению, достаточно популярен. С помощью интернета детей вовлекают в разные криминальные организации, и делается это не без помощи разных аккаунтов и групп в социальных сетях, где активно пропагандируют агрессию, а человеческая жизнь обесценивается, приветствуется жестокость. В одно время «ВКонтакте» было активно развернуто деяние неформальной группы «Белята», число подписчиков на их группу переваливало за 700 тысяч.
Распространение и продажа запрещенных веществ. Разумеется, речь идет о наркотических веществах.
Радикализация и экстремизм. Под прицелом особенно подростки с 14 по 17 лет, ибо именно они больше всех подвержены радикальным националистическим, ксенофобии и экстремистскому влиянию.
Если ребенок заинтересовался и совершил поиск определенной формой радикализации, алгоритм никогда не выведет на ленту контрпримеры, наоборот он подберет контент с данной темой.
Траффикинг – проституция, усыновление против воли. Происходит это с помощью сильного психологического давления на ребенка.
Маркетинговое давление, распространение некачественных или опасных товаров. Дети – это потребители. Они не только попадаются на рекламные ловушки в сети, но и ловко управляют системой купли-продажи в интернете.
Все чаще выход определенной новой игрушки для детей сегодня оборачивается трендом – их можно увидеть чуть ни ли у каждого второго ребенка. Были случаи, когда лизуны, которые несколько лет назад были на пике популярности, содержали токсичное вещество, в результате чего произошло отравление у детей.
Темные паттерны – тонкие психологические уловки. “Этот котенок в игре плачет, потому что ему не хватает алмазов” – и дети ради приобретения готовы жертвовать деньгами, или же личной информацией.
Онлайн-мошенничества. Здесь мы говорим о финансовом ущербе которые наносят мошенники, так же попадались случаи, когда они крали важные игровые артефакты, которые ребенок добывал честной силой, проходя уровни игры или покупая их. Потеря артефактов может повлиять пагубно на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Кибербуллинг. Если в реальной жизни ребенок во дворе или же в образовательных учреждениях обижен сверстниками, или детьми постарше, подвергся унижениям, это можно заметить по телесным увечьям, по порванной куртке. Если ребенка унижают в интернете, у него и куртка целостна, и синяка под глазом нет, но ранена душа. Родители могут и не заметить подавленное состояние, отсутствие настроения у ребенка, который уткнулся в дисплей телефона или в экран компьютера, а ведь дети в этот момент могут принять опасные для здоровья и жизни решения и быть на грани. Много случаев, когда дети, подверженные буллингу, совершали самоубийства.
Сталкинг. В переводе с английского языка смысл этого слова схож с выражением «навязчивое преследование, домогательства». Маньякам с помощью интернета наблюдать, отыскать нужную информацию, местоположение своих жертв не составляет особого труда.
Груминг. С целью сексуального и криминального порабощения злоумышленники могут подружиться с ребенком и войти в его доверие. В одном из российских городов 11-летняя девочка после переписки с 39-летним мужчиной сбежала из дома к нему, позже стало известно что мужчина хотел войти в интимную связь с несовершеннолетней. Это – довольно распространенный печальный пример.
Сексуальные домогательства.
Доксинг. Рапространение информации и личных данных ребенка без его ведома или разрешения, вопреки его воли.
Произведение и распространение детской порнографии. Известен случай, где мужчина на протяжении 15 лет фотографировал девочек-подростков в обнаженном виде и продавал их с помощью специального сайта. В итоге, девочки были подвержены публичным унижениям. Сегодня технология шагнула дальше – появление функции «дипфейка» еще усложнило ситуацию – с ее помощью можно с легкостью заменять лица на фото или на видео.
Кража и распространение личной информации. Данный киберриск опасен для детей, которые играют в компьютерные игры, куда они вводят свои данные.
Шерентинг. Распространение родителями информации и фото-видео контента о своих детях без их ведома или разрешения. Почти все родители любят делиться снимками своих чад в социальных сетях. По результату опроса, который был проведен среди детей, многим из них этот процесс не так уж и приятен. В погоне за просмотрами и желая быть на слуху в просторах интернета, некоторые родители снимают своих детей на видео, где сообщают что их усыновили, ломают их игрушки, пугают их с помощью масок и наблюдают за их реакцией. Это может послужить большим уроном на психику ребенка.
Информации, которые не предназначены для детей. Широко известен случай в Колумбайне, в одном из штатов Америки, где вооруженные школьники напали на свою школу, убив учеников и учителей. Спустя года аналогичные ситуации раз за разом повторялись и в России...
Дезинформация. У детей критическое мышление отсутствует или на ранней стадии развития, поэтому высока вероятность, что они верят каждой информации в интернете. «Как стать феей огня? Надо открыть газовую плиту» – из-за этой дезинформации девочка пяти лет получает ожоги...
Тренды и челленжды, которые грозят здоровью и жизни детей. На платформе ТикТока подобные тренды набирают миллион, даже миллиарл просмотров. В погоне за популярностью дети и подростки подвергают опасности свое здоровье, и даже жизнь. От одного из таких трендов стынет кровь в жилах: встать на железнодорожные рельсы и как можно позже соскочить с них, когда на тебя мчится поезд. Кто держится дольше – тот и круче.
Зависимость от компьютерных игр. Игры через интернет могут послужить и в полезных целях – они способствуют росту ребенка, но если растет потребность и зависимость от них, и снижается интерес к другим вещам – тут пора беспокоиться. Не зря игровую зависимость ставят в один ряд с зависимостями от алкоголя и наркотиков.
Избыточное использование интернетом.
Не запрещать, а просвещать
Нельзя оградить ребенка от киберриска запретом, отбиранием гаджетов. Они все равно найдут способ пользоваться сетью, а запреты могут пробудить в них еще большую жажду и интерес к интернету.
Следуя от этого, вывод: не запрещать, а просвещать. Тут вряд ли уместен упрек: «Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему», но все же, можно добиться того, чтобы ребенок сам стал экспертом в кибервселенной. Важно, чтобы он понял – интернетом можно и нужно пользоваться, при этом, оставаясь на светлой стороне. Если ребенок поможет своей бабушке уберечь деньги от мошенников на карте, то он поймет что можно использовать интернет в благих целях. А не пользоваться всемирной паутиной в наши дни невозможно, так ли?
Айгуль Габитова.